вернуться к гланой странице   

О ВЫСТАВКЕ «ЗОЛОТАЯ БЛОХА»
Червона Вошь или Golden Flea?

Задача товарного знака ясна и недвусмысленна: служить передаче наглядной информации о товаре, услуге, производителе – осуществляя свое предназначение, как средства массовой визуальной коммуникации, ибо произведение, которое нельзя распознать, – плод напрасного труда, независимо от сферы его приложения. Товарные знаки имеют много общего с именами собственными: тщательность, с которой их выбирают, а позже лелеют и опекают, их исключительность и правовая охрана.

Каждый регион, каждый город имеет свой исторически сложившийся образ или своего рода талисман, отличительную особенность, которой гордятся его жители, которую возводят в разряд брэнда местные рекламисты. Для Тулы такими брэндами явлются пряники, самовары, оружие и легендарный мастер Левша. А где Левша, там и блоха, которую он подковал. Но не каждый провинциальный город может похвастаться проведением ежегодного общероссийского форума, с приездом столичных знаменитостей и привлечением к себе внимания пары сотен людей со всех уголков страны, объединенных общим делом — созданием товарных знаков.м

Товарный знак похож на блоху, которую сложно рассмотреть, но легко ощутить. Он же подобен «мушке» на щеке женщины, придающей ей пикантность и индивидуальность. По старому преданию тульский умелец Левша сумел подковать блоху, завоевав признание и уважение. Его потомки научились завоевывать признание, создавая «блох», а вызывать уважение — получая за эту работу хорошие гонорары.

В декабре 2000 года в Туле прошел Второй фестиваль полиграфии, рекламных технологий и дизайна «Живая реклама», в рамках которого состоялась Первая региональная выставка товарных знаков «Золотая Блоха». На ней были представлены 285 образцов знаковой графики, созданных 55 дизайнерами из Тулы, Орла, Рязани, Калуги, Белгорода, Обнинска и Новомосковска. Целью этой акции было самопознание и самоидентификация авторов работ.

«Только демонстрируя свои произведения, обмениваясь мнениями, мы можем определить место своего творчества в сложном, быстротечном и непонятном мире времени. Другого способа определения профессиональных достижений пока не существует. Выставка показала, что дизайнеры стали общностью, с которой нельзя не считаться. Созданные ими знаки существенно повышают рыночную стоимость и конкурентоспособность товаров и услуг заказчиков. Но не хочется все измерять деньгами, и именно поэтому главный итог выставки – сильный креатив, показавший, что в регионах работают способные и перспективные дизайнеры, которые являются важной составляющей всего рекламного процесса России» - сказал председатель жюри Президент Союза дизайнеров России Юрий Владимирович Назаров на награждении победителей выставки.

Первым обладателем Гран-при «Золотой Блохи» по единодушному мнению жюри стал тульский дизайнер Виктор Сумароков со знаком Европейской Ассоциации журналистов-экологов. Однако по Положению выставки-конкурса обладатель Гран-при автоматически включается в состав жюри следующего года и имеет право демонстрировать свои работы на всех последующих выставках только на внеконкурсной основе.

Золотая Блоха была присуждена логотипу тульской типографии «Шар», разработанному ее директором Игорем Золотовым. Серебряная Блоха досталась Рязанскому художественному училищу и ее преподавателю Вячеславу Дементьеву, разработавшему знак Рязанского родильного дома и обнинскому дизайнеру-педагогу Андрею Романову за знак Российского славянского университета. Две Бронзовые Блохи отправились в Белгород за знак ОАО «Белгородэнерго» (автор Владимир Гамурак) и в Рязань за знак Липецкого тракторного завода (автор Олег Алексейкин), третья же осталась на исторической Родине, доставшись студентке Тульского госуниверситета Анастасии Гречихиной, разработавшей знак туристического агентства «Турне».

В декабре 2001 года в «Золотой Блохе» приняли участие 57 дизайнеров из Барнаула, Белгорода, Екатеринбурга, Калуги, Липецка, Обнинска, Орла, Рязани, Санкт-Петербурга, Твери, Тулы, Тюмени, Чебоксар и Ярославля. Они представили на суд зрителей и экспертов 480 товарных знаков и логотипов. «Золотая Блоха» приобрела статус межрегиональной выставки. На ней многие дизайнеры решили из зрителей перевоплотиться в участников и показать широкой общественности свои знаки и логотипы, открыв новые имена и вызвав «на бис» героев прошлого фестиваля. Жюри возглавил член Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России Сергей Иванович Серов, а обладателем Гран-при стал дизайнер из Санкт-Петербурга Василий Шишкин с концептуальным образом международной выставки графического дизайна «Знак». Золотую Блоху получил екатеринбуржец Денис Абрамов за знак конкурса PR-проектов «Белое крыло». Серебряную Блоху поделили дизайнеры Дмитрий Трофимов (Барнаул) и Валерий Курочкин (Екатеринбург). Первый разработал знак студии интерьера, второй — знак Уральской архитектурно-художественной академии. Бронзовые Блохи достались калужанину Антону Ляпичеву (знак компании «Калуга ТИСИЗ»), ярославцу Алексею Гаврилову (знак гостиницы «Юбилейная») и туляку Владимиру Пурцену (знак торгового дома «Химволокно»).

После завершения конкурса работы сформировали выставочный фонд и стали экспонироваться на передвижных выставках, первую из которых приняло в мае 2002 года в своих стенах Рязанское художественное училище, при непосредственном участии его директора Василия Ивановича Колдина и председателя Рязанской организации Союза дизайнеров России Олега Ивановича Алексейкина. В том же году состоялись выставки в Санкт-Петербурге и Обнинске.

14 февраля 2003 года XXXII Совет Союза дизайнеров России, проходивший в Санкт-Петербурге, предоставил «Золотой Блохе» статус Всероссийской выставки и в последние дни зимы, 26 – 28 февраля 2003 года Тульская организация Союза дизайнеров России провела третью, теперь уже Всероссийскую выставку-конкурс товарных знаков. 119 дизайнеров из 23 городов экспонировали 868 знаков, причем впервые в конкурсе приняли участие столичные дизайнеры, заявившись на выставку десятью авторами.

Гран-при получил известный московский дизайнер Эркен Кагаров за знак всемирной выставки «ЭКСПО», проводимой в 2010 году в Москве. Золотая Блоха также отправилась в столицу, вместе с автором знака Всероссийской переписи населения Татьяной Самохиной, а вот обе Серебряных остались в Туле у Татьяны Лещевой за знак «Кино-кафе» и у Елены Сумароковой за знак европейской журналистской премии за принципиальность «Unfainting Ring». Бронзовые Блохи также не уехали далеко от организаторов, попав к молодому новомосковскому дизайнеру Нариману Садардинову (знак торгового центра «Московский»), москвичу Александру Коршунову (знак очистного оборудования «Фильтрмедиа») и студентке кафедры дизайнаТульского госуниверситета Екатерине Расторгуевой за авторский знак. По окончании выставки многие журналисты написали в своих материалах: «до ЭКСПО еще далеко, перепись уже прошла, а их графические образы живут своей самостоятельной и интересной жизнью...» Примечательно и то, что награды победителям вручал Николай Алдунин — мастер-оружейник, «современный Левша» подковавший блоху.

2003 год был объявлен ООН годом дизайна, а столицей Российского дизайна были выбраны Чебоксары. Именно там втечении всего года открывались крупные Всероссийские выставки и дизайн-форумы. Исключением не стала и «Золотая Блоха», впервые покинув родную Тулу для проведения финала конкурса, переместившись на берега Волги в столицу гостеприимной Чувашии. Жюри IV выставки возглавили Президент Союза дизайнеров России, профессор МГХПУ им. Строганова, ректор Национального института дизайна Юрий Назаров, Советник полномочнрого представителя Президента РФ по Приволжскому Федеральному округу, профессор, искусствовед Вячеслав Глазычев и Председатель Союза дизайнеров Чувашской Республики Александр Астраханцев.126 дизайнеров из 37 городов представили 927 работ. Гран-при четвертой выставки получил Игорь Сахаров из Москвы за знак Союза дизайнеров России. Туляк Антон Гилев, студент Тульского госуниверситета, был награжден Золотой Блохой за знак казино «Семь чудес». Питерцы Андрей Амбросович и Никита Герасимов, сделавшие знак издательства «Детство-пресс», а также Олег Панов из Омска, автор знака центра репродукции человека, были удостоены второго места и награждены соответственно Серебряной Блохой. Артур Спивак из Кургана (знак городской почты), Стас Надгольный из Калининграда (знак «Атлантрыбфлота») и Елена Путилова из Набережных Челнов (знак «Татнефтедобыча») получили Бронзовых Блох, ценность которых также велика, так как их работы были отмечены среди тысячи товарных знаков. Но не только Блоха раздавала призы. В Чебоксарах тульский выставочный проект был отмечен дипломом Союза дизайнеров России и номинирован на звание лучшего российского проекта 2003 года.

В ноябре 2003 года в Санкт-Петербурге состоялся IV Международный биеннале дизайна «Модулор-2003». Выставка прошла в Государственном Этнографическом музее. Фирменный стиль «Золотой Блохи» был отмечен международным жюри Золотым дипломом в номинации «графический дизайн».

В 2004 году «Золотая Блоха» отмечает свой первый маленький юбилей — ей исполняется пять лет. По традиции выставка пройдет в начале зимы в Туле. Условия участия остаются весьма демократичными.На конкурс принимаются товарные знаки и логотипы, ранее не экспонировавшиеся на выставке «Золотая Блоха». Время создания знаков и наличие на них регистрационных документов для организаторов значения не имеют. Это дает возможность представить на выставке инициативные и учебные работы, а также показать зрителям и коллегам по творческому цеху эскизы, отвергнутые заказчиком. «Золотая Блоха» — это авторская выставка, ведь за каждым товарным знаком, созданном в недрах креативного бюро стоит конкретный дизайнер. На выставке не экспонируются фирменные стили, плакаты и акциденция, что дает возможность всем работам выступать на конкурсе в равных условиях.

Жюри, составленное из дизайнеров, маркетологов и патентоведов, составит шорт-лист и распределит одно первое, два вторых, три третьих места и Гран-при конкурса. Все авторы, представившие работы на конкурс, не зависимо от их количества, один бесплатный экземпляр книги-каталога. Все работы, представленные на конкурс, будут включены в каталог без предварительного отбора.

Успех этого проекта очевиден. За пять лет у Тульской организации Союза дизайнеров России — автора «Золотой Блохи», появились друзья и партнеры. Это Ассоциация тульских рекламных агентств, издательство и типография «Власта», выпускавшая все официальные каталоги выставок, Тульский международный бизнес-центр, в чьих стенах размещается выставочная экспозиция, еженедельник «Тульский курьер» — официальный информационный спонсор проекта. Организаторы выставки выражают искреннюю благодарность всем, кто не позволяют потускнеть золотому сиянию тульской «Блохи».

(все вопросы по «Золотой Блохе» вы можете задавать на sumarokov@tula.net или zolbloh@yandex.ru)

вернуться к гланой странице   

liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
Сайт управляется системой uCoz